Неточные совпадения
Следуя данному определению неясных слов, как дух,
воля,
свобода, субстанция, нарочно вдаваясь в ту ловушку слов, которую ставили ему философы или он сам себе, он начинал как будто что-то понимать.
Кровь Чичикова, напротив, играла сильно, и нужно было много разумной
воли, чтоб набросить узду на все то, что хотело бы выпрыгнуть и погулять на
свободе.
До его квартиры оставалось только несколько шагов. Он вошел к себе, как приговоренный к смерти. Ни о чем не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни
свободы рассудка, ни
воли и что все вдруг решено окончательно.
«Из царства мелких необходимостей в царство
свободы», — мысленно усмехнулся он и вспомнил, что вовсе не напрягал
воли для такого прыжка.
В черненькой паутине типографского шрифта он прозревал и чувствовал такое же посягательство на
свободу его мысли и
воли, какое слышал в речах верующих людей.
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою
волю к действию. К чему, в общем и глубоком смысле, можно свести основное действие человека, творца истории? К самоутверждению, к обороне против созданных им идей, к
свободе толкования смысла “фактов”».
— Да разве это разумно: где же
свобода, где права? Ведь она мыслящее существо, человек, зачем же навязывать ей свою
волю и свое счастье!..
— Правду, правду говорит его превосходительство! — заметил помещик. — Дай только
волю, дай только им
свободу, ну и пошли в кабак, да за балалайку: нарежется и прет мимо тебя и шапки не ломает!
Бабушка сострадательна к ней: от одного этого можно умереть! А бывало, она уважала ее, гордилась ею, признавала за ней права на
свободу мыслей и действий, давала ей
волю, верила ей! И все это пропало! Она обманула ее доверие и не устояла в своей гордости!
— Не стесняйте только ее, дайте
волю. Одни птицы родились для клетки, а другие для
свободы… Она сумеет управить своей судьбой одна…
Но если покойный дух жизни тихо опять веял над ним, или попросту «находил на него счастливый стих», лицо его отражало запас силы
воли, внутренней гармонии и самообладания, а иногда какой-то задумчивой
свободы, какого-то идущего к этому лицу мечтательного оттенка, лежавшего не то в этом темном зрачке, не то в легком дрожании губ.
Вот почему необходимо устремить свою
волю к существенной
свободе, к перерождению клеток общества, к осуществлению ценностей более высокой жизни изнутри.
Нельзя предписать
свободу из центра — должна быть
воля к
свободе в народной жизни, уходящей корнями своими в недра земли.
Позитивизм и материализм отрицают ответственность,
свободу, творческую
волю, отрицают человека и строят безвольную теорию социальной среды и власти необходимости, могущества внешних обстоятельств.
Эта
воля к
свободе и к свету есть и в самых земляных и темных еще слоях народа.
Видишь: предположи, что нашелся хотя один из всех этих желающих одних только материальных и грязных благ — хоть один только такой, как мой старик инквизитор, который сам ел коренья в пустыне и бесновался, побеждая плоть свою, чтобы сделать себя свободным и совершенным, но однако же, всю жизнь свою любивший человечество и вдруг прозревший и увидавший, что невелико нравственное блаженство достигнуть совершенства
воли с тем, чтобы в то же время убедиться, что миллионы остальных существ Божиих остались устроенными лишь в насмешку, что никогда не в силах они будут справиться со своею
свободой, что из жалких бунтовщиков никогда не выйдет великанов для завершения башни, что не для таких гусей великий идеалист мечтал о своей гармонии.
Над послушанием, постом и молитвой даже смеются, а между тем лишь в них заключается путь к настоящей, истинной уже
свободе: отсекаю от себя потребности лишние и ненужные, самолюбивую и гордую
волю мою смиряю и бичую послушанием, и достигаю тем, с помощию Божьей,
свободы духа, а с нею и веселья духовного!
Я принимаю правило: против
воли человека не следует делать ничего для него;
свобода выше всего, даже и жизни.
В русском коммунизме
воля к могуществу оказалась сильнее
воли к
свободе.
В Ибсене видел я необыкновенную
волю к
свободе.
Но я не выносил и жестокой
свободы, превратившейся в
волю к могуществу.
Принципиально, духовно обоснованный анархизм соединим с признанием функционального значения государства, с необходимостью государственных функций, но не соединим с верховенством государства, с его абсолютизацией, с его посягательством на духовную
свободу человека, с его
волей к могуществу.
Воля у него также означает
свободу, но
свобода не имеет темного, иррационального истока,
воля соединена с разумом, нет рассеченности, есть целостность, целостность духа.
В магии нет
свободы, в ней — ложное, своекорыстное направление
воли, жажда власти без просветления, без рождения к новой жизни.
Унижение и падение церкви и есть унижение и падение человеческой активности, отвращение
воли человеческой от
воли Бога, безбожный отказ человека нести возложенное Богом бремя
свободы.
Для этой гносеологии знание в конце концов сводится к вере, к
свободе выбора, к этике
воли.
Дюрталь-Гюисманс жаждет снять с себя бремя
свободы, отречься от своей
воли, отдаться водительству.
Отказавшийся от своей
воли и своей
свободы не принимается в церковь, не нужен церкви, в этом ведь сущность христианства.
Тут уж никаких соображений насчет бурь и опасностей, а один лишь животный страх погони и жажда
свободы: хоть утонуть, да на
воле.
Но что ж претит моей
свободе?
Желаньям зрю везде предел;
Возникла обща власть в народе,
Соборный всех властей удел.
Ей общество во всем послушно,
Повсюду с ней единодушно.
Для пользы общей нет препон.
Во власти всех своей зрю долю,
Свою творю, творя всех
волю, —
Вот что есть в обществе закон.
Тот же критик решил (очень энергически), что в драме «Не так живи, как хочется» Островский проповедует, будто «полная покорность
воле старших, слепая вера в справедливость исстари предписанного закона и совершенное отречение от человеческой
свободы, от всякого притязания на право заявить свои человеческие чувства гораздо лучше, чем самая мысль, чувство и свободная
воля человека».
—
Воля, собственная
воля, и власть она даст, которая лучше
свободы. Умей хотеть — и будешь свободным, и командовать будешь.
— Это время моей
свободы, Ромашов,
свободы духа,
воли и ума!
— Боже мой! зачем мне
свобода? — сказала Лизавета Александровна, — что я стану с ней делать? Ты до сих пор так хорошо, так умно распоряжался и мной и собой, что я отвыкла от своей
воли; продолжай и вперед; а мне
свобода не нужна.
— Послушай, Лиза! — сказал Петр Иваныч после краткого молчания, — ты хочешь переделать свою натуру, осилить
волю… это нехорошо. Я никогда не принуждал тебя: ты не уверишь меня, чтоб эти дрязги (он указал на тетрадь) могли занимать тебя. Зачем ты хочешь стеснять себя? Я предоставляю тебе полную
свободу…
Нам дана
воля, которая слагается из разума и чувства, и этими двумя орудиями должна ограничиваться наша
свобода.
И поэтому, как для того, чтобы вернее обеспечить жизнь, собственность,
свободу, общественное спокойствие и частное благо людей, так и для того, чтобы исполнить
волю того, кто есть царь царствующих и господь господствующих, мы от всей души принимаем основное учение непротивления злу злом, твердо веруя, что это учение, отвечая всем возможным случайностям и выражая
волю бога, в конце концов должно восторжествовать над всеми злыми силами.
— Для него жизнь — борьба за расширение знаний, борьба за подчинение таинственных энергий природы человеческой
воле, все люди должны быть равносильно вооружены для этой борьбы, в конце которой нас ожидает
свобода и торжество разума — самой могучей из всех сил и единственной силы мира, сознательно действующей. А для нее жизнь была мучительным приношением человека в жертву неведомому, подчинением разума той
воле, законы и цели которой знает только священник.
К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание
воли, простора, горячей, беззапретной
свободы.
А для того — надо дать
волю людям,
свободу!
Порой ему казалось, что он сходит с ума от пьянства, — вот почему лезет ему в голову это страшное. Усилием
воли он гасил эту картину, но, лишь только оставался один и был не очень пьян, — снова наполнялся бредом, вновь изнемогал под тяжестью его. Желание
свободы все росло и крепло в нем. Но вырваться из пут своего богатства он не мог.
Теперь они выпустили манифест, в котором будто бы по
воле царя и с его согласия извещали народ о том, что ему скоро будет дана
свобода собираться в толпы, где он хочет, говорить о том, что его интересует, писать и печатать в газетах всё, что ему нужно, и даже будет дана
свобода не верить в бога.
— Революционеров… А — какие же теперь революционеры, если по указу государя императора революция кончилась? Они говорят, чтобы собирать на улицах народ, ходить с флагами и «Боже царя храни» петь. Почему же не петь, если дана
свобода? Но они говорят, чтобы при этом кричать — долой конституцию! Позвольте… я не понимаю… ведь так мы, значит, против манифеста и
воли государя?
Тут шло сначала общее сравнение воспитательного дела с посевом, удача которого зависит не от одной доброты семян, почвы и обработки, но и от атмосферы, которая не в нашей
воле, а потом в более частном смысле говорилось о педагогах, подготовка которых признавалась несовершенною: «они-де малосведущи, робки, низкопоклонны и мелочно придирчивы: они не любители
свободы, но легко содействуют своеволию».
Пока он сам, своею
волею, шел на опасность и смерть, пока свою смерть, хотя бы и страшную по виду, он держал в собственных руках, ему было легко и весело даже: в чувстве безбрежной
свободы, смелого и твердого утверждения своей дерзкой и бесстрашной
воли бесследно утопал маленький, сморщенный, словно старушечий страшок.
Мне же казалось, что именно эти люди воплощают в себе красоту и силу мысли, в них сосредоточена и горит добрая, человеколюбивая
воля к жизни, к
свободе строительства ее по каким-то новым канонам человеколюбия.
Федя (поднимается). Не разговаривайте. Это степь, это десятый век, это не
свобода, а
воля… Теперь «Не вечерняя».
— Хочешь ли ты указать мне, что ради праха и золы погубил я душу мою, — этого ли хочешь? Не верю, не хочу унижения твоего, не по твоей
воле горит, а мужики это подожгли по злобе на меня и на Титова! Не потому не верю в гнев твой, что я не достоин его, а потому, что гнев такой не достоин тебя! Не хотел ты подать мне помощи твоей в нужный час, бессильному, против греха. Ты виноват, а не я! Я вошёл в грех, как в тёмный лес, до меня он вырос, и — где мне найти
свободу от него?
Торговля, отрасль государственного благосостояния, была особенным предметом Ее внимания. Она даровала ей все способы цвести и распространяться: Она даровала ей
свободу. Гавани открылись для вывоза богатых произведений России, богатых своею необходимостию для других народов. Обрадованное купечество могло уже по
воле меняться товарами с Китаем, с Востоком и с Европою [Указ 1762 г., Августа 10.].
Глава о государственной Экономии служит наставлением для всех Монархов, утешением для всех граждан, доказывая первым, что о
свободе торговой можно сказать то же, что о
свободе политической: она состоит не в
воле делать все полезное одному человеку, а в
воле делать все не вредное обществу.